ВЕРШИНА ОСОБОЙ МОРАЛИ

Альпинисты, идущие на штурм Эвереста, способны бросить умирающего коллегу, даже не попытавшись оказать ему помощь. Они не плохие. Таковы условия игры. Они спасают себя
Эверест, Джомолунгма, Сагарматха — это мечта многих альпинистов, которая впервые покорилась человеку ровно 60 лет назад, 29 мая 1953 года. На гору идут в составе больших экспедиций и маленьких групп. Теряют вес, пальцы, а иногда жизнь. Более 3000 человек побывало на вершине, и более 200 навсегда осталось на его склонах.

«Он обречен, у него нет кислорода»

Иван Душарин, вице-президент Федерации альпинизма России, участник восхождения на Эверест в 1992 году, рассказывает о высотной этике

Вы сталкивались с ситуацией, когда человеку или группе, оказавшейся в угрожающей жизни ситуации, могут не прийти на помощь?

Да. В 1992 году наша группа поднялась на вершину, следом подошла коммерческая экспедиция. Пока мы снимали фото и видео с флагом России, они повернули на спуск раньше нас.

И вот мы спускаемся со Ступени Хиллари, я подхожу к краю стены и вижу: внизу на снегу лежит человек, пристегнутый к перилам, около него хлопочет еще один, а остальные уходят. Когда мы спустились, и хлопотавший ушел. Подходит наша группа, и тут лежащий человек обращается к нам по-английски: я, мол, узнал вас, вы русские, только вы можете меня спасти, помогите.

Я говорю: «Вот его товарищ только что отошел, сейчас мы его догоним и спросим, что случилось». Мы пошли, а лежащий закричал, что мы бросаем его, посылал проклятия… Догоняем его товарища уже у южной вершины, где у нас запасные кислородные баллоны. «А он обречен, — отвечает тот, — у него нет кислорода».  Я говорю напарнику Андрею Волкову: мы можем поделиться запасом, нам не хватит на спуск, но мы нормально себя чувствуем и 200–300 метров спустимся без кислорода. Он: «Все, Иван, я понял». Тут же отсоединили один из баллонов, проверили, где кислорода достаточно для спуска. И они пошли к умирающему, а я остался ждать. Минут через 15–20 Андрей возвращается. «Все нормально, — говорит, — дал ему кислород, он ожил, сам спустится». Потом выяснилось, что это был гид американской коммерческой экспедиции. Видимо, спасая клиента, он отдал ему кислород, надеясь на то, что сам сможет спуститься и без баллона, но не хватило сил.

Почему те, кто отказывается от спасения людей, принимают такое решение?

Проблема в физической невозможности спасти. Когда вы достигаете высоты 7500–8000 метров, возможности человека очень сильно снижаются, и он вынужден просто бороться за свою жизнь. Иногда спасение одного может привести к гибели нескольких человек. Все, кто побывал там, на космической высоте, это понимают.

Проходящие мимо умирающего отказывают ему в помощи не потому, что им так хочется, а просто потому, что не в состоянии это сделать. Часто бывает, что люди просто не способны оказать помощь, поскольку сами пошли на высоту, не имея должного уровня подготовки. Коммерческий альпинизм позволяет им такую попытку совершить с помощью профессионалов, но не обеспечивает техническую безопасность подъема. Горы, особенно высокие, — стихия, жесткая, сложная и непредсказуемая, об этом нужно помнить всегда.

В 1979 году на спуске с вершины американец Рей Генет и немка Ханнелора Шмац умерли от гипоксии, истощения и холода на высоте 8350 метров. Тело закоченевшей Ханнелоры, застывшее в сидячей позе на юго-восточном гребне горы, стало первой мрачной достопримечательностью Эвереста. В 1984 году при попытке спустить его сорвались и погибли Йогендра Бахадур Тапха и Анг Дордже. Чуть позже ветер сделал то, что не смогли люди: он сдул тело на восточный склон горы, на Канчунгскую стену. В начале 1990-х после отмены квот на восхождения началась эпоха коммерческого альпинизма, и вскоре тела замерзших или разбившихся восходителей стали обыденной деталью пейзажа на классических маршрутах к вершине.

Читай продолжение на следующей странице