ВЕРШИНА ОСОБОЙ МОРАЛИ

1924 год должен был стать годом победы над Эверестом. Состав был набран сильный: к ветеранам — Мэллори, Сомервеллу, Нортону — подключили 21-летнего Эндрю Ирвина. Штурмовой лагерь установили на высоте 8120 метров, и 4 июня связка Нортон — Сомервелл вышла к вершине. Уже довольно скоро Сомервелл почувствовал себя плохо. Нортон пошел дальше один, и ему удалось подняться до 8570 метров, этот рекорд бескислородного восхождения до 1978 года никто не смог побить — только повторить. Мэллори выбрал в напарники Эндрю Ирвина, прозванного в экспедиции Мистер Почини (Mister Fix it), поскольку тот был способен заставить работать капризные кислородные аппараты. 6 июня они вышли наверх. Через день в разрыве облаков участники экспедиции заметили две точки на снежном поле. Больше Мэллори и Ирвина никто живыми не видел.

В 1933 году британский альпинист Вин-Харрис недалеко от Первой ступени и 20 метрами ниже соединения северного и северо-восточного гребней нашел ледоруб. Долгое время он был выставлен в музее как ледоруб Мэллори, но несколько десятков лет спустя при помощи меток на рукоятке определили, что он все-таки  принадлежал Ирвину. Вин-Харрис утверждал, что ледоруб лежал в таком месте, где его вряд ли могли просто оставить — скорее всего, хозяин сорвался с гребня.

В альпинистском сообществе сложилось общее мнение, что Мэллори и Ирвин не достигли вершины и погибли на спуске, ослабленные, замерзшие, изможденные. Но не всех удовлетворяла общепринятая версия — они хотели знать точно. После долгих поисков 1 мая 1999 года американский альпинист Конрад Анкер, прочесывая склон под северо-восточным гребнем, увидел торчащий из снега ботинок. Это было тело Джорджа Мэллори, на что однозначно указывали метки на одежде. Но ни на теле, ни рядом не было найдено никаких предметов, которые могли бы помочь ответить на вопросы, дошел ли Мэллори до вершины и почему он погиб. Общепринятая версия выглядит так. Когда Мэллори и Ирвин подошли ко Второй ступени, у них кончился кислород. Увидев сложную, с нависанием, скальную трещину, Мэллори понял, что шансы взойти на вершину и вернуться практически нулевые, и повернул назад. Мэллори и Ирвин связались: спуск оказался сложнее подъема, началась пурга. Идти приходилось наощупь, а склон, покрытый свежим снегом, стал скользким. Срыв одного, безуспешная попытка второго удержать его, полет — и смерть. Однако, по мнению некоторых экспертов, есть вероятность, что 8 июня 1924 года Мэллори и Ирвин или Мэллори в одиночку все же достигли вершины.

В 1933, 1935, 1936 и 1938 годах британцы провели еще несколько экспедиций, но они не имели успеха. В 1950-м руководитель британской экспедиции 1938 года Билл Тилман и американец Чарлз Хьюстон стали первыми альпинистами и вообще первыми приезжими, которые увидели Эверест с южной стороны. Год спустя Шиптон и Хиллари поднялись выше Тилмана и Хьюстона. По сложнейшему ледопаду Кхумбу альпинисты вышли в Западный цирк, где их остановила огромная трещина. Ледопад Кхумбу и Западный цирк первым описал Мэллори, увидев с одной из обзорных вершин во время разведки 1921 года. Тогда он посчитал этот путь малопригодным именно из-за труднопроходимого ледопада и большого количества трещин. Но теперь стало ясно: ледник Кхумбу проходим, Западный цирк — подходящее место для передовой базы, да и стена Лхоцзе тоже выглядит вполне доступно. В начале апреля 1953-го британцы начали штурм Эвереста со стороны Кхумбу. Руководителем экспедиции назначили полковника Ханта. Он не пользовался особым авторитетом среди альпинистской элиты Великобритании, но имел достаточный высотный опыт.

Хант поставил в одну связку Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея, которые стали по его замыслу фаворитами, нацеленными на победное восхождение. 22 мая 19 человек поднялись на Южное седло и заложили базу для нового штурма. Эдмунд и Тенцинг в тот же день спустились в Западный цирк для короткого отдыха. С точки зрения современного опыта схема «подъем — спуск — отдых — штурм» обеспечивала максимально эффективную акклиматизацию на запредельной высоте. Установку лагеря Хант взял на себя. 26 мая он вместе с шерпом Да Намгъялом занес палатку и продукты на высоту 8340 метров и чуть не умер на подъеме. В тот же день Эванс и Бурдиллон вышли на первый штурм вершины, но не достигли успеха. Днем позже на штурм вышли Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей в сопровождении Лоу, Грегори и Анг Ньимы. По дороге они подобрали груз, оставленный Хантом и Да Намгъялом, что увеличило ношу каждого до почти нереальных на такой высоте 28 килограммов. Им удалось доползти до отметки 8500 метров, где они начали устраиваться на ночевку. Лоу, Грегори и Анг Ньима пошли вниз, довольные своим достижением.

В четыре часа утра альпинисты встали, а в шесть вышли наверх. Они успешно прошли острый гребень с нависающими карнизами и скальный участок. Полчаса, понадобившиеся для его преодоления, Хиллари потом называл вечностью, за что ступень получила его имя. В девять часов утра 29 мая 1953 года Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей взошли на вершину Эвереста.

Источник